существовала в 1885-1922 гг. Образована с названием Владикавказская в составе Грузинского Экзархата преобразованием Владикавказского викариатства, 10 сент. 1894 г. выведена из подчинения Экзарха Грузии, называлась Владикавказской и Моздокской. Территория епархии сначала включала в себя Терскую обл. (центр - Владикавказ), частью к-рой являлась Сев. Осетия, в 1894 г. в В. е. были присоединены Дагестанская обл. и осетинское сел. Новогеоргиевское Кубанской обл. В нач. XX в. территория В. е. включала в себя совр. Сев. Осетию, Кабардино-Балкарию, Дагестан, Чечню, Ингушетию и регион Кавказских Минеральных Вод. Кафедральный город - Владикавказ. Кафедральные соборы - владикавказские Спасо-Преображенский (1863-1893) и Михаило-Архангельский (с 1894), Успенский в Моздоке (с 1904). В 1910-1914 гг. в составе В. е. существовало Пятигорское викариатство.
Организационное оформление Владикавказской епархии связано с деятельностью Иосифа (Чепиговского), с 1857 г. трудившегося в деле христ. просвещения народов Сев. Кавказа и прозванного «апостолом Осетии». Еп. Иосиф первым возглавил новосозданную епархию. Ко времени своего образования епархия насчитывала 122 храма и 2 мон-ря (кизлярский в честь Воздвижения Креста Господня муж. и Георгиевский жен.). Приходы делились на русские и осетинские. Рус. приходы разделялись на приходы казачьих станиц, приходы сел, населенных переселенцами из России и Украины, и городские приходы. Горные осет. приходы были малочисленны и бедны, прихожане сохраняли в быту мн. языческие поверья, были подвержены мусульм. пропаганде. Особенностью Владикавказской епархии являлось то, что число православных, живших на ее территории (в нач. 90-х гг. XIX в.- ок. 300 тыс. чел.), было меньше, нежели число мусульман (ок. 400 тыс. чел.), а также сектантов и старообрядцев (последние жили, в частности, в Кизлярском отделе, ст-це Червлённой, Ессентуках).
С 1885 г. в епархии регулярно проводились съезды духовенства. 1-й съезд, состоявшийся 30 окт. 1885 г., постановил открыть во Владикавказе филиал тифлисского братства во имя Пресв. Богородицы. В 1888 г. во Владикавказе было создано Свято-Троицкое братство ревнителей Православия, построившее Свято-Троицкий храм с больницей и богадельней при нем.
Чрезвычайно острой проблемой для епархиальной жизни являлось частое отпадение крещеных осетин в мусульманство. В борьбе с этим еп. Иосиф особое внимание уделял становлению школьного образования, школы в епархии открывались в основном на средства Общества восстановления православного христианства на Кавказе. Учившиеся в церковноприходских школах дети пели в храмах за богослужением, становились проводниками христианства в семьях. 13 янв. 1887 г. из Моздока во Владикавказ было переведено ДУ, при к-ром действовало отд-ние для подготовки церковно- и священнослужителей и учителей в осет. приходы. 11 окт. в Ардоне, где существовал один из лучших осет. приходов, открылось осет. ДУ.
Еп. Иосиф часто объезжал епархию, много потрудился для перевода Свящ. Писания и вероучительных текстов на осет. язык. Во Владикавказе книги на осет. языке издавались с 1881 г., среди них - «Букварь», «Священная история», многотомный «Русско-осетинский словарь с краткой грамматикой», составленный еп. Иосифом, и др. К 1889 г., когда еп. Иосиф по собственному прошению был уволен на покой, во Владикавказской епархии насчитывалось 136 храмов.
Преемником еп. Иосифа на Владикавказской кафедре стал еп. Петр (Лосев). В течение 2 лет, когда он управлял кафедрой, архиерей совершил большое число поездок по епархии, при посещении приходов призывал создавать при храмах школы, к-рых за это время открылось ок. 30. В отчетах Синоду архиерей писал о низком образовательном уровне осет. духовенства. Для привлечения образованных пастырей к служению на приходах еп. Петр в 1890 г. добился повышения их окладов. По инициативе еп. Петра в 1890 г. началось проведение миссионерских собеседований в приходах, архиерей проводил такие собеседования во Владикавказе. В епархии учреждались попечительства: Георгиевское (открыто в марте 1891) содержало школу для детей из бедных семей, попечительство о бедных духовного звания (открыто в сент. 1891). В 1889 г. в качестве приложения к областной газ. «Терские ведомости» начал издаваться ежемесячный «Епархиальный листок».
ранее активно трудившегося в Алтайской духовной миссии, сыграла особое значение в устроении церковной жизни Сев. Кавказа. По инициативе еп. Владимира В. е. была выделена из Грузинского Экзархата (указ 10 сент. 1894), в связи с чем были расширены границы епархии, начала работу духовная консистория. В 1895 г. В. е. была разделена на 13 благочиннических округов (из них один единоверческий).
Особое внимание еп. Владимир уделял развитию школьного образования. За 1895/96 г. в епархии открылись 15 новых школ, выстроено 13 школьных зданий. С февр. 1895 г. во Владикавказе в воскресные и праздничные дни при церковноприходских школах проводились религиозно-нравственные чтения, в к-рых архиерей принимал активное участие. 12 авг. 1895 г. Ардонское осетинское ДУ было преобразовано в Александровскую ДС. Для улучшения положения горских школ еп. Владимир 31 дек. 1895 г. учредил при семинарии отд-ние епархиального училищного совета по заведованию церковноприходскими школами Сев. Осетии. Отд-ние много сделало для материального обеспечения осет. школ, подготовки преподавателей. 17 окт. 1894 г. начались занятия в епархиальном 3-классном жен. уч-ще, в сент. 1897 г. для него было построено собственное здание, в 1899/1900 г. уч-ще стало 6-классным. Большинство его выпускниц работали в церковноприходских школах. 24 июля - 1 авг. 1895 г. во Владикавказе по инициативе еп. Владимира прошел первый съезд учителей церковноприходских школ епархии. Проводились также краткосрочные курсы повышения квалификации преподавателей церковноприходских школ.
С 1893 г. проходили съезды духовенства епархии. С янв. 1902 г. городское духовенство Владикавказа собиралось на пастырские собрания (проводились неск. раз в год), на к-рых читались и обсуждались доклады, посвященные актуальным вопросам церковной жизни.
1 янв. 1895 г. началось издание «Владикавказских епархиальных ведомостей». В авг. того же года в епархии была создана комиссия по распространению дешевых книг и брошюр религиозно-нравственного содержания среди населения В. е. Большее значение имело издание в 1902 г. Евангелия на осет. языке, в 1923 г. переизданного Библейским обществом.
25 марта 1894 г. еп. Владимир открыл Михаило-Архангельское братство, главной задачей к-рого было христ. просвещение коренных жителей Сев. Кавказа, помощь новокрещеным. В 1896 г. при братстве начал работу епархиальный склад, торговавший правосл. книгами по низким ценам. Миссионерско-просветительскую направленность имели Зольское Николаевское церковноприходское братство (открыто в 1896), проводившее собеседования с сектантами, об-ва ревнителей Православия в Грозном и Моздоке (открыты в 1904). В 1902 г. во Владикавказе было создано об-во трезвости в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» и свт. Феодосия Черниговского.
4-5 июля 1901 г. в Пятигорске прошел съезд епархиальных миссионеров, была выработана новая программа противосектантской и противораскольнической миссии, к-рая предполагала широкое участие мирян. В сент. 1894 г. в ст-це Червлённой еп. Владимир присоединил к Православию 2 тыс. казаков-беглопоповцев. Переход казаков в Православие был подготовлен миссионерской работой Михаило-Архангельского братства.
За время управления епархией еп. Владимир освятил ок. 30 храмов, церквей-школ и часовен, в т. ч. кафедральные соборы Михаило-Архангельский во Владикавказе (1894) и Успенский в Моздоке (1904), с 1894 г. все новые храмы строились за счет епархии (ранее - при поддержке гос. бюджета и Об-ва восстановления правосл. христианства на Кавказе). Будучи на Владикавказской кафедре, еп. Владимир посетил практически все осет. приходы.
По инициативе еп. Владимира в 1895 г. начались работы по организации в ст-це Александрийской лепрозория по обеспечению прокаженных лекарствами и медицинской помощью. Было собрано ок. 15 тыс. р., среди жертвователей - вдовствующая имп. Мария Феодоровна. В дек. 1897 г. еп. Владимир освятил лепрозорий, в к-ром были построены 6 домов для больных, баня, адм. здание, часовня. Лепрозорий содержался на проценты от денег, собранных по призыву еп. Владимира. Было принято решение построить еще 2 лепрозория: для христиан под Ростовом-на-Дону и для мусульман под Владикавказом. В 1902 г. начал работу епархиальный свечной завод.
Последующие Владикавказские архиереи, Гедеон (Покровский), Агапит (Вишневский) и Питирим (Окнов), так же как и их предшественники, уделяли большое внимание миссионерской деятельности. В янв. 1905 г. в целях развития приходской миссии во Владикавказе был создан миссионерский комитет, 1 окт. следующего года при Никольской ц. в г. Петровск-Порт (совр. Махачкала) начало работу Об-во ревнителей Православия - первое миссионерское учреждение в Дагестане. В 1905 г. при владикавказском Михаило-Архангельском соборе открылась епархиальная б-ка, в основу к-рой легла б-ка свящ. Иоанна Попова, церковного публициста, постоянного автора «Владикавказских ЕВ».
В 1908 г. Ардонская ДС из миссионерской была преобразована в епархиальную. Еп. Гедеон мотивировал это тем, что осетины - выпускники семинарии не поступали на службу в Духовное ведомство, в то время как для рус. юношей, желавших стать священниками, не хватало мест в семинариях. Преобразование Ардонской ДС впосл. негативно сказалось на обеспечении осет. приходов священнослужителями и вызвало уменьшение числа образованных осетин. В 1911 г. клирик В. е. свящ. Моисей Коцоев издавал на осет. языке церковно-проповеднические листки «Христианская жизнь».
22 сент. 1910 г. в помощь Владикавказскому архиерею было учреждено Пятигорское вик-ство. 24 сент. во епископа Пятигорского был хиротонисан Арсений (Смоленец). В 1911 г. В. е. делилась на 14 благочиннических округов (10 рус., 3 осет. и 1 единоверческий), в к-рые входили 217 приходов, клир епархии составляли 208 священников, 45 диаконов, 165 псаломщиков.
Архиеп. Питирим (Окнов) в своей деятельности особое внимание уделял осет. приходам, о к-рых писал в отчетах в Синод, что в них «положение Православия особенно печально». Архиерей сообщал о неукомплектованности причтов, небрежности осет. священников в совершении богослужений, равнодушии осетин к храму, отсутствии авторитета у священника в глазах прихожан. Для исправления церковной жизни Осетии архиеп. Питирим в февр. 1912 г. во Владикавказе провел съезд осет. пастырей. По его итогам был учрежден пресвитерский совет для заведования приходской жизнью осет. приходов. Совет создал комиссию по переводу и изданию на осет. языке правосл. лит-ры, в первую очередь богослужебных книг. Кроме того, архиерей предлагал расширить полномочия викарного епископа, передав в его заведование все осет. приходы, и перевести его из Пятигорска в Ардон, однако этот план не был осуществлен.
22 дек. 1913 г. на Владикавказскую кафедру был назначен еп. Антонин (Грановский), впосл. известный деятель обновленчества.
В 10-х гг. XX в. Владикавказский архиерей столкнулся с активным распространением сектантства и баптизма на территории своей епархии, в т. ч. среди осетин. Массовые переходы православных в баптизм наблюдались во Владикавказе, Пятигорске, Моздоке, Грозном, казачьих станицах, осет. равнинных и горных селах. Для противодействия этому движению в 1914 г. в епархии помимо епархиального миссионера были назначены еще 6 окружных миссионеров, стали проводиться пастырско-миссионерские курсы. Осет. священники, приезжавшие из Владикавказа, проводили в селах собеседования с православными и сектантами, помогали местным причтам в организации отпора сектантскому прозелитизму. В 1914-1916 гг. на средства еп. Антонина на осет. языке издавался ж. «Христианский свет», в к-ром публиковались материалы преимущественно по миссионерству.
Во время первой мировой войны в В. е. действовали лазареты во Второафонском и Свято-Троицком муж., Покровском и Георгиевском жен. мон-рях. 10 окт. 1914 г. еп. Антонин открыл епархиальный лазарет, отведя под него больницу Владикавказского ДУ. В 1915 г. по инициативе архиерея состоялся крестный ход из Владикавказа в Свято-Троицкий муж. мон-рь (20 км), в 1916 г.- крестный ход из Владикавказа в Моздок (более 100 км) к чудотворной Моздокской иконе Божией Матери.
В сент. 1916 - янв. 1917 г. в связи с болезнью еп. Антонина В. е. управлял Владимир-Волынский еп. сщмч. Фаддей (Успенский).
9 марта 1917 г. во Владикавказе под председательством Владикавказского еп. Макария (Павлова) состоялось собрание духовенства, единогласно признавшее Временное правительство. Вскоре был создан Союз духовенства В. е., задачей к-рого было «разрешение и правильное урегулирование в связи с требованиями времени наболевших вопросов чисто сословного, а не политического характера», а также созыв епархиального съезда, к-рый состоялся в апр. того же года; еп. Макарий в его заседаниях не участвовал. Съезд приветствовал Февральскую революцию, созыв Учредительного собрания, высказался за продолжение войны. Осет. делегаты поставили вопрос об образовании Осетинской епархии, съезд отправил соответствующее ходатайство в Синод, но ответа не последовало. Съезд избрал депутатов от епархии на предстоящий Поместный Собор. В нач. авг. депутаты от В. е. во главе с архиереем уехали в Москву, в сент. еп. Макарий вернулся в епархию. В сент. 1917 г. прекратился выпуск «Владикавказских ЕВ».
14 дек. 1917 г. во Владикавказе было образовано Терско-Дагестанское правительство, 4 марта следующего года 2-й съезд народов Терека признал советскую власть и объявил об образовании Терской советской республики, Терско-Дагестанское правительство бежало в Грузию. 24 мая 1918 г. еп. Макарий упразднил консисторию и передал ее дела в ведение выборного епархиального совета. 15 июня 1918 г. прошел 2-й епархиальный съезд духовенства и мирян, рассмотревший в первую очередь вопросы финансирования работы епархиальных учреждений. В сент. 1918 г. власти закрыли Ардонскую ДС, в ее зданиях разместилась народная гимназия.
В кон. февр. 1919 г. Владикавказ был взят Добровольческой армией ген. А. И. Деникина, 30 марта еп. Макарий приветствовал ген. Деникина в кафедральном соборе города. В мае того же года Владикавказский епископ участвовал в Юго-Восточном Соборе РПЦ, прошедшем в Ставрополе, на к-ром было создано Временное высшее церковное управление на юго-востоке России (ВВЦУ). В кон. авг. 1919 г. в духовных учебных заведениях В. е. возобновились занятия.
В марте 1920 г. Владикавказ заняла Красная Армия. Связь епархии с ВВЦУ, находившимся в Екатеринодаре, прервалась. 16 апр. 1920 г. коллегия отдела народного образования отменила преподавание Закона Божия в школах Горской республики. 10 окт. 1920 г. состоялся суд Терского областного ревтрибунала над еп. Макарием, обвиненным в «контрреволюционности». От заключения подсудимого спасли преклонные лета и лояльность к советской власти. В февр. 1921 г. распоряжением ЦИК Горской республики был распущен епархиальный совет. Тогда же еп. Макарий вновь был арестован по обвинению в «контрреволюционной деятельности», в апр. приговорен к 5 годам лагерей, в кон. мая освобожден по состоянию здоровья.
Изъятие церковных ценностей проходило в В. е. в сжатые сроки, по нек-рым данным, в связи с кампанией в епархии было расстреляно и замучено 72 чел., несмотря на то что на конференции верующих, прошедшей во Владикавказе 22 апр. 1922 г., священнослужители призвали к активному участию в сдаче ценностей для помощи голодающим. В ходе кампании в областных газетах начали появляться воззвания обновленцев, в частности Антонина (Грановского), лидеров «Живой церкви» с призывами к расколу. В кон. авг. 1922 г. еп. Макарий уклонился в обновленчество, вскоре переехал в Пятигорск и стал именоваться «Пятигорским». Большая часть духовенства епархии также присоединилась к обновленцам. Единичные приходы бывш. В. е., сохранившие верность канонической Церкви, в течение 20 лет существовали в общении с правосл. Пятигорскими архипастырями. В 1943 г. все правосл. приходы бывших Терской и Дагестанской областей вошли в состав Ставропольской епархии.
Мусульм. большинство населения Сев. Кавказа, продолжительные военные действия, ведшиеся на территории В. е., не способствовали появлению в епархии большого числа мон-рей. На ее территории существовали следующие обители: пятигорский Второафонский (муж., основан в 1904, закрыт в 1927, возобновлен в 1999), кизлярский Крестовоздвиженский (муж., основан в 1739, разорен в 1831, возрожден в 1880, в 1908 преобразован в жен., закрыт в 20-30-х гг. XX в.), Георгиевский (жен., на р. Куре в Терской обл., основан в 1885, закрыт в 20-х гг. XX в.), владикавказский Покровский (жен., основан в 1898, закрыт в 1921), Свято-Троицкий (муж., близ Владикавказа, основан в 1908 братией Второ-Афонского мон-ря, закрыт в нач. 1923), Троице-Серафимовская жен. община (осн. в 1907, закрыта в 30-х гг., в 1998 возобновлена), жен. община во имя прав. Анны Кашинской (в Грозном, учреждена в 1909, закрыта в 1-й пол. XX в.).
еп. Иосиф (Чепиговский; 29 июня 1885 - 22 июля 1889), еп. Петр (Лосев; 22 июля 1889 - 3 мая 1891), еп. Иоанникий (Казанский; 3 мая 1891 - 23 авг. 1892), еп. Феодосий (Рождественский; 23 авг. 1892 - май 1893), еп. Владимир (Синьковский; 3 июня 1893 - 12 авг. 1904), еп. Гедеон (Покровский; 12 авг. 1904 - 16 сент. 1908), еп. Агапит (Вишневский; 16 сент. 1908 - 4 окт. 1911), архиеп. Питирим (Окнов; 4 окт. 1911 - 22 дек. 1913), еп. Антонин (Грановский; 22 дек. 1913 - 16 янв. 1917), еп. сщмч. Фаддей (Успенский; сент. 1916 - 27 янв. 1917, в. у.), еп. Макарий (Павлов; 28 янв. 1917, в авг. 1922 уклонился в обновленчество).